ГКОУ РМ "Ширингушская школа-интернат"
с. Ширингуши, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия
  • Помощь в трудной ситуации

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!

    В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:

    - школьная служба примирения;
    - служба школьной медиации.

    Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством.
    Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов?
     

    Школьная служба примирения

    Цель: снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства, создание условий успешной социализации несовершеннолетних правонарушителей.

    Главные задачи:

    • Оказать помощь в решении конфликтных ситуаций участникам образовательного процесса через реализацию восстановительных программ: проведение предварительных встреч с каждой из сторон ситуации (с их законными представителями), проведение примирительной встречи с согласия сторон и законных представителей.

    • Организовать работу актива  школьной службы примирения.

    • Обучить  резерв подростков-медиаторов для работы в школьной службе примирения. 

    • Подготовить  и провести мероприятия по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях
       

    Служба школьной медиации

    Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.

    Цель: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

    Задачи:

    1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов;
    2. Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
    3. Информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации

    Планируемые результаты реализации программы школьной медиации
    •    Создаётся безопасная среда для учащихся, благоприятная для их становления и развития, позволяющая избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном процессе.
    •    Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся, формирование толерантности в современном образовательном пространстве и повышение психологической культуры личности сторон образовательного процесса.
    •    Развитие гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
    •    Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.
    •    Формируется умение  предупреждать конфликты или разрешить их мирным путём.

    Основные принципы медиации
    •    Добровольность участия сторон
    Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
    •    Информированность сторон
    Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
    •    Нейтральность медиатора
    Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
    •    Конфиденциальность процесса медиации
    Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
    •    Ответственность сторон и медиатора
    Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
    •    Заглаживание вреда обидчиком
    В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
    •    Самостоятельность служб примирения
    Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

    Школьная служба медиации и помощь сотрудникам школы

    Директор и служба медиации
    Чем служба медиации может помочь директору школы
    1. В школе начнет создаваться инновационная практика примирения.
    2. Риск жалоб в управление образования будет снижаться.
    3. Школа станет более комфортной для учеников и более привлекательной на данной территории.
    4. Сам директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.
    5. Отношения в школе будут улучшаться.
    6. Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди учеников и педагогов школы, а затем и на родителей.

    Родители и служба медиации
    Чем служба медиации может помочь родителям
    • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним
    • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
    • Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
    • Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

    Педагоги и школьная служба медиации
    Чем служба медиации может помочь педагогам
    • Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
    • Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
    • Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
    • Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
    • Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
    • Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
    • Укрепляется роль школьного самоуправления.

    Школьники и школьная служба медиации
    Чем служба медиации может помочь школьникам
    • Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
    • Научиться убеждать других словами, а не силой.
    • Участвовать в интересной «взрослой» и общественно - полезной (волонтерской) деятельности. • Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
    • Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
    • Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
    • Начать осваивать новую профессию – медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
    • Лучше понимать сверстников и взрослых.
    • Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
    • У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
    • Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.

    Подробная информация

    Школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

    Служба школьной медиации является еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 “О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации”.

    Процедура медиации – способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.
    Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника – медиатора.

    Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает.
    В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

    Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

    Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
    В основе деятельности служб школьной медиации лежит: обеспечение формирования и обучения “групп равных” (“группы равных” – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).

    Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка “групп равных”. Формирование “групп равных” из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
    – использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
    – применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.

    И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
    Медиатор – независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

    Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
    Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

    Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

    Нормативные документы по медиации

    • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
    • ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»
    • Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64
    • ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
    • Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.
    • ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»
    • Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187).
       
    Прошедшие мероприятия
    Классный час: «Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПРИМИРЕНИЯ».

    Классный час: «Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПРИМИРЕНИЯ»

    ГКОУ РМ "Ширингушская школа -интернат"

    Провела педагог-психолог: Капкурова И.В.

    Школьная служба медиации (презентация)

    16 ноября 2022 среда
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie